You are here:  Главная страница > Новости

BAN_MANY.gif (17632 bytes)

 

Выборы-2000: работа над ошибками

На совещании "Политическая реклама в ходе кампании по выборам Президента РФ", прошедшем в Мариинском дворце в конце января, участники подвели итоги деятельности СМИ в выборной гонке "Дума-99".

Председатель Комитета по печати и связям с общественностью Петербурга Александр Потехин поздравил петербуржцев и, в частности, журналистов, с признанием того факта, что городские СМИ успешно справились с думской выборной кампанией 1999 года. Г-н Потехин отметил, что, несмотря на ряд нарушений на петербургской выборной сцене, большей частью не столь существенных, серьезных претензий к СМИ у него нет.

Как вспомним, так вздрогнем

Опыт не так давно закончившейся выборной гонки особенно полезен накануне неожиданных президентских выборов. Ряд положений последних законов, регулирующих выборный процесс, ужесточает требования к СМИ. Однако в выборном процессе есть и другие участники. А именно - сами кандидаты. И как бы строг ни был закон, регламентирующий деятельность телерадиокомпаний или прессы, позиция избираемых находится вне журналистского влияния.

Без вины виноватые

Свобода слова, закрепленная Конституцией, дает право каждому высказывать свое мнение. Новый закон о выборах не допускает обнародования "заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица, только лишь в том случае, когда "обиженный" не будет иметь возможности опубликовать свой ответ в этом СМИ. В остальных случаях этим материалам дана зеленая улица. В ответ - УК РФ предоставляет право каждому гражданину отстаивать свои интересы в суде. Однако, несмотря на то, что только ленивый не объявил себя жертвой грязных технологий, судебных исков о защите чести и достоинства так и не последовало.

В ходе выборов команда потенциальных истцов активно пополнялась и не имеющими никакого отношения к делу игроками. Бывший в то время кандидатом в депутаты Госдумы Валентин Занин построил некоторые предвыборные обращения на филиппиках в адрес Петербургской телефонной сети.

Никаких судебных действий со стороны ПТС не последовало. Такова сегодняшняя сложившаяся практика.


Текст рекламного ролика, транслировавшегося по городской радиотрансляционной сети в ходе думской выборной кампании Валентина Занина, чиновника комитета экономики и промышленной политики (цитата):

В нашем городе без всякой нужды ради обогащения частной компании "Петербургская телефонная сеть" вдвое увеличены тарифы. А эта компания за 1998 год получила огромную прибыль, и пострадавшими оказались миллионы горожан. Где же деньги? А они у японских партнеров, которым за закупленную у них технику отдают долги. Так пусть отдавали бы эти долги богачи, которые закупали эту технику и оставляли без работы тысячи людей с "Красной зари". Нет. Отдают горожане, в том числе старики и дети. И так - повсюду. А люди наши из-за этого погибают. Только в нашем городе безвременно за 10 лет мы потеряли 500 тысяч жизней. Это сравнимо с блокадой.


Комментарий

Славяна Калаус, пресс-секретарь ОАО "Петербургская телефонная сеть"

Предвыборная кампания - период, когда политики, не жалея слов и красок, зачастую используют информацию, не соответствующую действительности. Агитация г-на Занина рассчитана на людей, не имеющих ни малейшего представления о ПТС. Большинству жителей Петербурга известно финансовое положение ПТС, и рассказывать им о сверхприбылях - бессмысленно. Однако судиться в таких ситуациях - ниже своего достоинства.Правовые нормы, регулирующие публикацию материалов, порочащих честь и достоинство кандидата, и, соответственно, механизмы защиты.


Справка

Федеральный закон о выборах Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 года ? 228-ФЗ

Статья 53

4. Теле- и радиопрограммы : и редакции периодических печатных изданий, участвуя в избирательной кампании, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата (зарегистрированных кандидатов), если эти теле- и радиопрограммы и редакции периодических печатных изданий не могут предоставить : возможность бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его (их) чести, достоинства или деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации.

Уголовный кодекс РФ

Статья 129. Клевета.

1. Клевета, то есть распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию, - наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

2. Клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, - наказывается штрафом в размере заработной платы или иного дохода, осужденного за период от одного до двух месяцев, либо обязательными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок от трех до шести месяцев.

 Бочарский Константин
"Деловая Панорама
7.02.2000 г.

 

BAN_MANY.gif (17632 bytes)

 

Copyright © 1998 TOTALNAYA REKLAMA
This site powered by TOTALNAYA REKLAMA onn-line service