You are here: Главная страница > Фестиваль > Федоров |
Политреклама в законе Когда-то любимым словом рекламщика было "медиабайер", потом - "креатив", сегодня рекорды употребляемости бьет "PR". Прошедшая политическая кампания доказала - важнейшим из искусств для нас являются связи с общественностью. При этом специалисты по СМИ ощущают себя словно на минном поле. Повод к размышлениям об особенностях жанра в предвыборную пору дает Закон о рекламе: "Настоящий Федеральный закон на политическую рекламу не распространяется". Термин "реклама" в законе о выборах возникает только при указании недопустимости использования бесплатного эфира, предоставляемого кандидатам, для освещения их коммерческой деятельности. Выведя за скобки, политическую рекламу окрестили в лучших традициях агитпропа - "предвыборная агитация". Как сесть по 58-й статье Статья 29 Конституции гарантирует каждому свободу мысли и слова. "Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию". Согласован с Конституцией и закон о СМИ, провозглашающий свободу прессы, согласно которому в России распространение массовой информации не подлежит ограничениям, а цензура недопустима. Ущемлению свободы массовой информации препятствует статья 58 закона, подразумевая ответственность - вплоть до уголовной. Любой гражданин может быть привлечен к суду, а организация - ликвидирована. Регулировать вольности СМИ в агитации призван федеральный закон о выборах. Блюсти его соблюдение - избирательные комиссии. По закону о выборах, кары могут накладываться, как на СМИ, так и на кандидата. Избирательная комиссия может обратиться в милицию, суд или Министерство печати с представлением о пресечении противоправной агитации. Или отмене регистрации кандидата или федерального списка. Со своим огородом Камень преткновения - концептуальное различие трактовок свободы прессы двумя разными цеховыми законами. Закон о СМИ призван защищать свободу СМИ в широком смысле, закон о выборах - ее ограничивать для предоставления кандидатам равных прав. Организации, следящие за соблюдением законов, - Министерство печати и Центризбирком со своими территориальными подразделениями соответственно. При такой правовой конфронтации коллизии неизбежны. Что такое клевета Типичное нарушение закона о выборах - публикация материалов, похожих на рекламные под видом редакционных. По закону о выборах журналист и редакция не имеют на это права и преследуются. По Конституции и закону о СМИ никто не может помешать журналисту обнародовать информацию - за исключением маргинальных случаев, например, клеветы и государственной тайны. В итоге министерство отстаивает интересы СМИ, опираясь на соответствующий закон и Конституцию. Избирком стремится управлять СМИ по закону о выборах. Для разрешения ситуации в северной Пальмире собирается "Рабочая группа при Санкт-Петербургской избирательной комиссии по контролю за соблюдением участниками избирательного процесса порядка и правил проведения предвыборной агитации на выборах в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации". В миру - комиссия по информационным спорам. Экспертный совет, к которому избирком, держатель карающего меча, прислушивается. Еще нюанс - ни один закон не вменяет в обязанность ни одной из организаций контролировать прессу. В том же законе о СМИ комитет по печати упоминается всего несколько раз - и то в части регистрации. Мало того, любая организация может быть обвинена в попытке цензуры. Поэтому итоговая формулировка совета всегда деликатна: "Мы усматриваем нарушение:". Решить, был ли нарушен закон, может только суд. Разберись сам Одним из самых надежных способов добиться восстановления попранной справедливости, если избираемый счел себя незаслуженно обиженным, - действовать самостоятельно. И абсолютно законно. Можно позволить чиновникам, поставленным в сложное положение противоречивыми законами, устраниться. Если реклама утверждает, что ты жулик - иди в суд. Доставай документы и доказывай, что ты честный человек. Механизм защиты чести и достоинства отработан. Это и статьи закона о СМИ об ответственности за обнародование материалов, порочащих честь и достоинство, и статьи 129 и 130 УК об оскорблении и клевете. Но почему-то желающих мало. Бочарский Константин "Деловая Панорама" 20 декабря 1999 года |
Copyright © 1998 TOTALNAYA REKLAMA This site powered by TOTALNAYA REKLAMA onn-line service |